Смотрю "Сердца Четырех", фильм 41-го года. Хотелось поностальгировать - я раньше любила старые советсткие фильмы, за тщательно созданную картинку благополучия и невинности.
Что-то не получилось. Возможно, прочтенные недавно биографии Целиковской и Серовой повлияли. Мало чем отличаются от жития современных звезд и также мало уступают в разнузданности.
Но сам фильм...
сливМне казалось, в те времена кино могло никогда не выйти на экраны, если в нем содержится хоть какой-то намек на крамолу и критику советского образа жизни и идеологии. А тут такое... Разве не было тогда статьи за тунеядство? Вроде, была. Тем не менее, мать главных героинь - домохозяйка. Девушкам лет по 22-25, то есть, матери не должно быть сильно за 50. Хотя ладно, может, родила поздно по тем временам, и уже на пенсии. Я ее сначала за домработницу приняла - бесформенная кадушка в переднике, недалекая, и занята исключительно готовкой и подачей на стол. Оказалось - мать... Участия особо не принимает, девки ее живут как бы сами по себе. Где уважение к старшим и образ сильной, активной советской женщины?
Дальше военный на мопэде, который сшибает главную героиню. Он едет по прямой широкой дороге, обзор у него превосходный. Он даже бибикает - то есть, видит какое-то препятствие впереди. Тем не менее, скорость не снижает и не останавливается. И сбивает барышню, которая неспеша выезжает на велосипеде на дорогу. Не на полной скорости из-за угла вылетает, а еле-еле с бордюра сьезжает на проезжую часть. Он же советский военный! Разве у него не должна быть превосходная реакция, предвидение ситуации и прочее?
Живут барышни с матерю в коммуналке. Соседка у них весьма интересная. По фильму ей уготована исключительно комическая роль эдакой надоедливой, вертлявой женщины в бесплодном поиске. Понятно, что на советском празднике жизни ей места нет - маникюрша, давно за 30, а то и под 40, мужа нет, детей нет. Ни военный она, ни молодая научная работница. Даже не молодая разгильдяйка, типа Шурочки. Пустое место с точки зрения пользы для общества. Тем не менее - дама за собой следит, держит шарм и от жизни пытается получать максимум удовольствия. Как она едет на повозке в деревне! Ну прям королева ) И заигрывает с мужчинами. Не смотря на то, что они все смотрят сквозь нее - что молодцеватые военные, что старички профессоры.
Так вот, коммуналка. У барышень и их матери - две (а то и больше) просторных комнаты с высокими потолками. И где-то в центре Москвы. На что они жили, интересно? Ну, пенсия матери - раз. Про отца ничего не известно. То ли он умер, то ли он ушел. Шурочка - студентка, доходов нет. Все жили за счет Гали, которая какая-то там научная работница, математик, но на работу регулярно не ходит? То на велике ездит за сестрой шпионит, то в деревню едет на пленер.
Ну и трогательные моменты. Помучать девушку, поиграть в любовь означало всего лишь немножко с ней пообщаться. А не сожительствовать три года и бросить с ребенком )) И еще, когда Галя, в якобы легком летнем платье прыгает в воду, а затем из нее вылезает. По законам природы, платье должно ее облепить и обнажить все подробности. Но видно, что под этим летним платьем еще три слоя ткани. Даже линии панталон не видно.
Кстати, Приключения Шурика - вполне сошли бы за сиквел. Дурочка Шурочка и тот дроцел научный работник, с которым они в конце фильма нашли друг друга, поженятся и как раз через два года (1943) у них родится Шурик. Весь в папу. Неуклюжий книжный червь, питающий наследственную страсть к ярким легкомысленным красоткам.
www.v-vulf.ru/officiel/officiel-34-1.htm - о Серовой