Алиса Миллер в 1980 г. в книге "Для твоего собственного блага" иллюстрировала психологическое насилие примерами из личной истории Адольфа Гитлера и других, показывая, как психологическое насилие порождает монстров. Она пыталась представить, что это значило - воспитываться такой семье, в какой воспитывался Гитлер.
читать дальшеМать Гитлера. Все биографы согласны, что Клара Гитлер очень любила своего сына и баловала его. Однако его последующие отношения с женщинами показывают, что он не был научен любить, любовь его матери была окрашена скорее тревогой и страхами, нежели безусловным принятием.
До рождения Адольфа у Клары было трос детей. Все они умерли от дифтерии в течении одного месяца. Первье двое, вероятно, были уже больны, когда родился третий ребенок, который умер, когда ему было только три дня.
Через 13 месяцев родился Адольф. После смерти детей Клара перенесла все свои чувства на него. Естественно, она испытывала страх за здоровье Адольфа. Страхи были сильны, но касались только его тела. Внимания душе не уделялось вовсе. Она идеализировала умерших детей, и живые дети постоянно ощущали свою невозможность соответствовать идеалу. В семье она была полностью подчинена мужу, который был "всегда прав".
Отец Адольфа, Алоиз Гитлер, был незаконнорожденным сыном прислуги Марии Шикльгрубер. Кто был отцом, не известно, хотя есть несколько кандидатов на эту роль. Наверняка об отце Адольфа известно лишь, что он был бедный и, незаконнорожденный, в возрасте 5 лет его отлучили от матери и в нем текла еврейская кровь. По характеру он был вспыльчивый, раздражительный, издевался, требовал полного подчинения в семье, избивал жену и детей.
Особую ярость вызывал Адольф. Каждый день он получал свою порцию битья. Алоиз начал избивать сына очень рано когда тому исполнилось только 4 года. Когда же отец умер, было уже поздно. Психология насилия уже стала частые его собственного «Я». Он уже усвоил роль отца, принял ее, стал таким же неуверенным в себе, амбициозным, жестоким, издевался над слабыми.
Несмотря на то, что Адольф был несомненно одаренным, он плохо учился.«Кто знает, - пишет Алиса Миллер, - возможно, этот способный мальчик нашел бы другой, более гуманный путь проявить себя». Но даже ориентация на интеллектуальные ценности была невозможна для него из-за ранних проблемных отношений с отцом, что было перенесено на учителей, школу, а затем и на весь мир.
Свою идеологию Гитлер построил на основании фантазий до поводу того, что происходило в его семье. Например, Алиса Миллер убеждена, что геноцид против евреев возник как реванш за отца, которого подозревали в том, что он наполовину еврей; делание освободить Германию - как освобождение матери от гнета отца. Не исключено, что именно проживание в семье тети, больной шизофренией, вызвало к жизни декларацию, что душевнобольные должны быть уничтожены, так как они бесполезны, вредны для общества, и т.п.
Конечно, это крайние ситуации. Но даже не в таких очевидных случаях родители могут применять так называемую "отравляющую педагогику" - комплекс питательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности. Алиса Миллер обобщила эти правила "отравляющей педагогики". Родители и учителя доллжны знать их и отслеживать в себе тот момент, когда они начинают заниматься «убийством души» ребенка.
Мне могут возразить: нас так и воспитывали, и вроде ничего, выросли хорошими людьми. Это звучит примерно к: «Я чувствую благодарность к своему отцу за то, что он из меня сделал человека, хотя и применял физические наказания. Он это делал для моей же пользы. Теперь я его понимаю. Поэтому я намереваюсь избивать своего сына. Вырастет - поймет...» Перед нами цепочка: человек, подвергавшийся насилию, сам становится насильником по отношению к своему сыну, который, разумеется, тоже вырастет насильником. Итак, "правила" Алисы Миллер, как воспитать ребенка "с убитой душой", убить его душу.
- Родители - хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка.
- Они определяют, что хорошо и что плохо.
- Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся - виноват он.
- Родители всегда должны быть защищены.
- Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.
- Ребенок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.
читать дальшеВсе это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, чтобы он "не заметил" этого и не был бы в состоянии разоблачить родителей.
Методы, которыми добиваются послушания в таких случаях могут быть следующими: психологические ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, опозоривание ребенка, презрительные насмешки и принуждение, вплоть до истязания.
Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» выдвигает следующие установки:
- любовь - это обязанность;
- родители заслуживают уважения просто потому, что они родители;
- дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;
- высокая самооценка вредна;
- низкая самооценка делает людей альтруистами;
- нежность (сильная любовь) вредна;
- удовлетворять детские желания - неправильно;
- суровость, грубость и холодность - хорошая подготовка к жизни;
- притвориться благодарным лучше, чем честная неблагодарность;
- то, как вы себя ведете, важнее, чем то, что вы на самом деле есть;
- родители не переживут, если их обидеть;
- родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;
- родители всегда правы.
Если добросовестно следовать «правилам» «отравляющей педагогики», результат гарантирован. Вы получаете ребенка «убитой душой», который, вырастая, сам становится "душегубом".отсюда
зачем ты это пишешь?
а вдруг кто-то применит эти правила(неосознанно)
не все умеют выражать свои чувства и логически мыслить отсюда все конфликты в обществе и семье.
т.е мне, кажется, что этот пост( и книга "ПН") только обнажают проблему, но не указывают как ее решать.