Твоя межгалактическая чюма ☆彡
Читаю книгу о сенсоримоторном подходе к лечению психологических травм. Пока осилила только три главы. Английский язык, научный стиль, читается медленно.
Что интересного вычитала и некоторые мысли свои по поводу прочитанного. Много, не очень связно и не особенно интересно, так как ответов на вопросы нет.
читать дальше1. Странно слышать, что психология не считается наукой. В ней столько всего основано на биологии и физиологии, что аж противно.
2. Меня теперь очень удивляет, что кто-то вылечил застарелые психологические проблемы из раннего детства только путем разговорной терапии, без работы с телом. Это все равно, что обломать у занозы только торчащий на поверхности кончик, а все остальное оставить внутри тела. Даже не обломать, а детально его обсудить ее вид, историю и чувства по ее поводу, и ничего больше. Ну бывают конечно случаи, когда кожа вокруг так нагноится, что заноза (вместе с частями тела) сама выйдет. Ура. победа терапии.
3. Лучшее сравнение последствий психологической травмы - это тот партизан из анекдота, который не в курсе, что война уже кончилась, и до сих пор взрывает мосты.
4. Последствия травмы во многом записаны в теле. Они остались в нем в виде зажимов, шаблонов физических действий и комбинаций из физических состояний (сердцебиение, гипервентиляция). Многие из них работают на автомате, хотя исходные ситуации, в ответ на которые они сформировались, остались давно в прошлом и даже исчезли из памяти.
5. Младенец не умеет регулировать свое состояние. Его носит на волнах ощущений, желаний и состояний. Если родитель регулярно помогает ему успокоиться (когда надо) или взбодриться (когда надо), то нужные части мозга, ответственные за регуляцию, развиваются правильно, и со временем ребенок сам учится регулировать свое состояние. Травмированный ребенок этого делать не может. Его часто выносит или в истерику, или в состояние коматоза, а удерживать себя посередине он не умеет. А именно посередине у него есть возможность воздействовать на свою среду.
Допустим, в автобусе кто-то кладет вам руку на колено. Если утрированно, то травматик может либо взорваться и наброситься с кулаками, либо войти в состояние пассивности. Что он сделать чаще всего не может - это
1. Оценить реальную ситуацию. Рука там случайно лежит или специально положена. С какой целью? Облапать или что-то еще? Т.е. оценить реальную степень опасности.
2. Вербально дать знать, что тебе это неприятно и попросить руку убрать. То есть, воздействовать на свою среду путем социальных методов. Это если они не помогли, тогда можно драться/убегать или притвориться мертвым.
Часто единственным способом регулировать свое состояние, чтобы иметь возможность заниматься делами становится диссоциация - потеря контакта с частями своей личности или частями тела (или с телом целиком). Получается что-то вроде поезда, где "нормальная" часть едет в одном вагоне, а оторванный от нее "псих" едет в другом (с решетками). Точнее так: "за рулем" поезда "нормальный", а "псих" едет в вагоне с решетками. Все бы хорошо, только "нормальная" часть страдает от онемения, отсутсвия чувств, плохого контакта со своим телом (иногда даже не осознает хронической боли в нем). И периодически "псих" проламывает решетки, добирается до кабины управления и перехватывает руль.
Тогда начинается история типа "вроде все нормально было, и вдруг...". Срыв, психоз или период депрессии, когда человек с кровати не встает. Да и "нормально" - какое оно нормально, если это прозябание какое-то, а не жизнь.
Нельзя от себя оторвать неугодные части. Нельзя их уничтожить путем их игнорирования. Их можно только вылечить и "пришить" себе обратно.
Чем дольше держать своего "психа" в подвале на цепи, тем чудовищнее будут результаты его побега и разрушения в жизни. Тем более, что "псих" - он не с потолка взялся. Когда-то, уже никто не помнит когда, только благодаря его наличию удалось вообще остаться в живых.
Да и не "псих" он, на самом деле. Он партизан, у которого война не кончилась. Вы видите толстую старую тетю в автобусе, а он видит толстую старую соседку тетю Машу, которая подрабатывала у ваших родителей няней, когда вам было три годика. В отсутствии родителей она вас сильно била веником по голове. Вы уже не помните, а ваш "псих" все помнит. И пытается вас спасти. Либо дать тетке по башке, либо убежать от нее.
6. Те, кто уверен, что младенчество - это пора полного блаженства, а детство - это розовая сказка, несут редкостную ахинею. Их бы вернуть в то состояние бесправия, беспомощности и полной зависимости от людей. Папа избивает маму, источник вашей жизни, а вы лежите в манежике и ничего сделать не можете вообще. Она умрет, умрете и вы. Он забирает вашу жизнь на ваших глазах, а вы даже орать не можете. Пробовали - он начинал бить и вас. Подростком вы хотя бы табуреткой его огреть можете.
Представьте, что вас смело ураганом и носит по воздуху, а вы ничего не можете с этим сделать, вообще. Ваше тело корежит и ломает. Вы можете только молиться, потому что никакого контроля над ураганом у вас нет. Так примерно чувствует себя грудник, который орет от голода, холода или острых колик в животе, а никто к нему не приходит. Или приходят так, что он до конца жизни откажется от любых попыток попросить у кого-то помощи, предпочитая невыносимо страдать.
7. Человек обрабатывает поступающую извне и изнутри информацию на трех разных уровнях. Условно говоря, это физический, эмоциональный и когнтитивный уровни. У травмированного человека может наблюдаться дисконнект как с частями свой личности, так и со своим телом, поэтому он не может часто отличить физические ощущения от эмоциональных. Допустим, у него заколотилось сердце, он решил, что это страх, голова тут же увязала этот страх с идущим мимо человеком, а дальше по цепочке понеслось и заклинило (либо в состоянии психоза, либо в пассивном состоянии полулетаргии).
На каждом уровне - свои заморочки. На самом нижнем могут быть остатки каких-то физических действий. На эмоциональном уровне могут быть остатки травмы. В голове могут быть устаревшие верования и установки. Всей кучей их нельзя обработать. Надо выделять отдельно нужный уровень и работать только на нем. Если это верования, то обсуждать и анализировать их можно, когда тело спокойно и эмоции тоже. Если это душевная боль, то мозги должны в сторонку отойти вместе с телом. Если речь о застрявшем в теле движении, то и мозги и эмоции пусть сходят пообедают, а с телом работать на уровне тела (ощущение, дыхание, поза и прочее). Интеллектуально телесные дела не обработать, как и наоборот - каша в вашей голове ну никак не рассортируется на составляющие путем регуляции дыхания.
8. Травмированный человек - не ущербен. Его реакции не всегда адекватны фактической ситуации, потому что его механизмы выживаня после травмы до сих пор "мосты подрывают". Если уж стравнивать, то человек, переживший в детстве травму (насилие, игнор со стороны родителей и прочее), и смог выжить (что не всегда случается, кстати), то он сильнее, выносливее и мужественнее любого взрослого героя войны, потому что прошел он прошел через настоящий, абсолютный ад.
9. Тем, кто говорит, что лучший способ борьбы со страхом - это кидать себя в пугающую ситуацию, нужно оборвать руки с ногами, а лучше всего - поганый язык. Это все равно, что лечить незаживающий перелом повторным переломом по тому же месту. Терапевтов, которые используют этот подход, надо ставить к стенке без права на помилование.
10. По большому счету, травма говорит так:
- Я твой лучши друг. Я тебя спас, когда никого рядом не было. Ты выжил благодаря мне. Верь мне. Все, что я делаю - это для твоей же безопасности.
И она совершенно не врет. Просто травма всегда живет во время того, когда она случилась. И реагирует так, словно это все еще актуально. Прежде, чем человек доберется до понимания своей травмы, ему следует узнать побольше о тех ресурсах, которые у него есть (может даже, в незадействованном виде). Тогда переработать травму будет легче, не будет ощущения, что лишаешься самого главного жизненного инстурмента (ведь есть и другие внутренние ресурсы). Кроме того, есть ведь еще и оторванные травмой части. Взять того же "партизана" или "психа". Если адаптировать их к мирному времени, то они становятся дополнительным ресурсом.
11. Присоединение оторванных частей может стать "новым годом каждый день". Представьте себе слепого, который обрел зрение. Или безрукого, которому пришили руки. Да он каждый свой пальчик перецелует и, ложась спать, будет ручки на подушки бархатные укладывать, радуясь малейшему физическому ощущению в них. Он будет бегать по китайским сувенирным лавкам и щупать фигурки, ради тактильного удовольствия. Те, кто с рождения с руками, только у виска покрутят.
Ну или взять тело. Если вы никогда не чувствовали, скажем, своих щиколотки, потому что ниже пояса вы себя вообще не особенно представляете, не ощущаете и ваше самоощущение в теле ограничивается либо верхней частью головы, либо, максимум, грудью. А тут - щиколотка! Живая, теплая. Соединяет ногу со ступней. Благодаря ей можно ходить. Или с ноги кому заехать.
Ну в помертвелом состоянии можно жить. Едят же люди так, что не чувствуют ни вкуса, ни текстуры еды и единственное ощущение, которое сопровождает процесс - это переход от пустоты в желудке к тяжести в желудке. Все. Ладно, кайф от поедания можно считать баловством, хотя удовольствия от еды в разЫ больше. Человек, который свое тело хорошо ощущает, и рот, и язык, он, допустим, гадость или испорченную еду сразу распознает. А "помертвелый" проглотит, даже внимания не обратит.
Что интересного вычитала и некоторые мысли свои по поводу прочитанного. Много, не очень связно и не особенно интересно, так как ответов на вопросы нет.
читать дальше1. Странно слышать, что психология не считается наукой. В ней столько всего основано на биологии и физиологии, что аж противно.
2. Меня теперь очень удивляет, что кто-то вылечил застарелые психологические проблемы из раннего детства только путем разговорной терапии, без работы с телом. Это все равно, что обломать у занозы только торчащий на поверхности кончик, а все остальное оставить внутри тела. Даже не обломать, а детально его обсудить ее вид, историю и чувства по ее поводу, и ничего больше. Ну бывают конечно случаи, когда кожа вокруг так нагноится, что заноза (вместе с частями тела) сама выйдет. Ура. победа терапии.
3. Лучшее сравнение последствий психологической травмы - это тот партизан из анекдота, который не в курсе, что война уже кончилась, и до сих пор взрывает мосты.
4. Последствия травмы во многом записаны в теле. Они остались в нем в виде зажимов, шаблонов физических действий и комбинаций из физических состояний (сердцебиение, гипервентиляция). Многие из них работают на автомате, хотя исходные ситуации, в ответ на которые они сформировались, остались давно в прошлом и даже исчезли из памяти.
5. Младенец не умеет регулировать свое состояние. Его носит на волнах ощущений, желаний и состояний. Если родитель регулярно помогает ему успокоиться (когда надо) или взбодриться (когда надо), то нужные части мозга, ответственные за регуляцию, развиваются правильно, и со временем ребенок сам учится регулировать свое состояние. Травмированный ребенок этого делать не может. Его часто выносит или в истерику, или в состояние коматоза, а удерживать себя посередине он не умеет. А именно посередине у него есть возможность воздействовать на свою среду.
Допустим, в автобусе кто-то кладет вам руку на колено. Если утрированно, то травматик может либо взорваться и наброситься с кулаками, либо войти в состояние пассивности. Что он сделать чаще всего не может - это
1. Оценить реальную ситуацию. Рука там случайно лежит или специально положена. С какой целью? Облапать или что-то еще? Т.е. оценить реальную степень опасности.
2. Вербально дать знать, что тебе это неприятно и попросить руку убрать. То есть, воздействовать на свою среду путем социальных методов. Это если они не помогли, тогда можно драться/убегать или притвориться мертвым.
Часто единственным способом регулировать свое состояние, чтобы иметь возможность заниматься делами становится диссоциация - потеря контакта с частями своей личности или частями тела (или с телом целиком). Получается что-то вроде поезда, где "нормальная" часть едет в одном вагоне, а оторванный от нее "псих" едет в другом (с решетками). Точнее так: "за рулем" поезда "нормальный", а "псих" едет в вагоне с решетками. Все бы хорошо, только "нормальная" часть страдает от онемения, отсутсвия чувств, плохого контакта со своим телом (иногда даже не осознает хронической боли в нем). И периодически "псих" проламывает решетки, добирается до кабины управления и перехватывает руль.
Тогда начинается история типа "вроде все нормально было, и вдруг...". Срыв, психоз или период депрессии, когда человек с кровати не встает. Да и "нормально" - какое оно нормально, если это прозябание какое-то, а не жизнь.
Нельзя от себя оторвать неугодные части. Нельзя их уничтожить путем их игнорирования. Их можно только вылечить и "пришить" себе обратно.
Чем дольше держать своего "психа" в подвале на цепи, тем чудовищнее будут результаты его побега и разрушения в жизни. Тем более, что "псих" - он не с потолка взялся. Когда-то, уже никто не помнит когда, только благодаря его наличию удалось вообще остаться в живых.
Да и не "псих" он, на самом деле. Он партизан, у которого война не кончилась. Вы видите толстую старую тетю в автобусе, а он видит толстую старую соседку тетю Машу, которая подрабатывала у ваших родителей няней, когда вам было три годика. В отсутствии родителей она вас сильно била веником по голове. Вы уже не помните, а ваш "псих" все помнит. И пытается вас спасти. Либо дать тетке по башке, либо убежать от нее.
6. Те, кто уверен, что младенчество - это пора полного блаженства, а детство - это розовая сказка, несут редкостную ахинею. Их бы вернуть в то состояние бесправия, беспомощности и полной зависимости от людей. Папа избивает маму, источник вашей жизни, а вы лежите в манежике и ничего сделать не можете вообще. Она умрет, умрете и вы. Он забирает вашу жизнь на ваших глазах, а вы даже орать не можете. Пробовали - он начинал бить и вас. Подростком вы хотя бы табуреткой его огреть можете.
Представьте, что вас смело ураганом и носит по воздуху, а вы ничего не можете с этим сделать, вообще. Ваше тело корежит и ломает. Вы можете только молиться, потому что никакого контроля над ураганом у вас нет. Так примерно чувствует себя грудник, который орет от голода, холода или острых колик в животе, а никто к нему не приходит. Или приходят так, что он до конца жизни откажется от любых попыток попросить у кого-то помощи, предпочитая невыносимо страдать.
7. Человек обрабатывает поступающую извне и изнутри информацию на трех разных уровнях. Условно говоря, это физический, эмоциональный и когнтитивный уровни. У травмированного человека может наблюдаться дисконнект как с частями свой личности, так и со своим телом, поэтому он не может часто отличить физические ощущения от эмоциональных. Допустим, у него заколотилось сердце, он решил, что это страх, голова тут же увязала этот страх с идущим мимо человеком, а дальше по цепочке понеслось и заклинило (либо в состоянии психоза, либо в пассивном состоянии полулетаргии).
На каждом уровне - свои заморочки. На самом нижнем могут быть остатки каких-то физических действий. На эмоциональном уровне могут быть остатки травмы. В голове могут быть устаревшие верования и установки. Всей кучей их нельзя обработать. Надо выделять отдельно нужный уровень и работать только на нем. Если это верования, то обсуждать и анализировать их можно, когда тело спокойно и эмоции тоже. Если это душевная боль, то мозги должны в сторонку отойти вместе с телом. Если речь о застрявшем в теле движении, то и мозги и эмоции пусть сходят пообедают, а с телом работать на уровне тела (ощущение, дыхание, поза и прочее). Интеллектуально телесные дела не обработать, как и наоборот - каша в вашей голове ну никак не рассортируется на составляющие путем регуляции дыхания.
8. Травмированный человек - не ущербен. Его реакции не всегда адекватны фактической ситуации, потому что его механизмы выживаня после травмы до сих пор "мосты подрывают". Если уж стравнивать, то человек, переживший в детстве травму (насилие, игнор со стороны родителей и прочее), и смог выжить (что не всегда случается, кстати), то он сильнее, выносливее и мужественнее любого взрослого героя войны, потому что прошел он прошел через настоящий, абсолютный ад.
9. Тем, кто говорит, что лучший способ борьбы со страхом - это кидать себя в пугающую ситуацию, нужно оборвать руки с ногами, а лучше всего - поганый язык. Это все равно, что лечить незаживающий перелом повторным переломом по тому же месту. Терапевтов, которые используют этот подход, надо ставить к стенке без права на помилование.
10. По большому счету, травма говорит так:
- Я твой лучши друг. Я тебя спас, когда никого рядом не было. Ты выжил благодаря мне. Верь мне. Все, что я делаю - это для твоей же безопасности.
И она совершенно не врет. Просто травма всегда живет во время того, когда она случилась. И реагирует так, словно это все еще актуально. Прежде, чем человек доберется до понимания своей травмы, ему следует узнать побольше о тех ресурсах, которые у него есть (может даже, в незадействованном виде). Тогда переработать травму будет легче, не будет ощущения, что лишаешься самого главного жизненного инстурмента (ведь есть и другие внутренние ресурсы). Кроме того, есть ведь еще и оторванные травмой части. Взять того же "партизана" или "психа". Если адаптировать их к мирному времени, то они становятся дополнительным ресурсом.
11. Присоединение оторванных частей может стать "новым годом каждый день". Представьте себе слепого, который обрел зрение. Или безрукого, которому пришили руки. Да он каждый свой пальчик перецелует и, ложась спать, будет ручки на подушки бархатные укладывать, радуясь малейшему физическому ощущению в них. Он будет бегать по китайским сувенирным лавкам и щупать фигурки, ради тактильного удовольствия. Те, кто с рождения с руками, только у виска покрутят.
Ну или взять тело. Если вы никогда не чувствовали, скажем, своих щиколотки, потому что ниже пояса вы себя вообще не особенно представляете, не ощущаете и ваше самоощущение в теле ограничивается либо верхней частью головы, либо, максимум, грудью. А тут - щиколотка! Живая, теплая. Соединяет ногу со ступней. Благодаря ей можно ходить. Или с ноги кому заехать.
Ну в помертвелом состоянии можно жить. Едят же люди так, что не чувствуют ни вкуса, ни текстуры еды и единственное ощущение, которое сопровождает процесс - это переход от пустоты в желудке к тяжести в желудке. Все. Ладно, кайф от поедания можно считать баловством, хотя удовольствия от еды в разЫ больше. Человек, который свое тело хорошо ощущает, и рот, и язык, он, допустим, гадость или испорченную еду сразу распознает. А "помертвелый" проглотит, даже внимания не обратит.